НА ПОЛОЖЕНИИ ФРОНТОВОГО

ПЕРВЫЕ ДНИ ВОЙНЫ 

Первый день войны застал Оперный театр им. К.С. Станиславского в Ярославле, Музыкальный театр им. Вл.И. Немировича-Данченко – в городе Полярный невдалеке от Мурманска. Гастроли были прерваны, артисты вернулись в Москву.

ТРУДНЫЕ ПОЛГОДА

 

Первые полгода войны были для театра самыми страшными. На потрясение, вызванное разрушением всего привычного уклада жизни, наложились переживания, связанные с объединением двух трупп «во исполнение распоряжения № 7583 от 9 августа 1941 года об упорядочении работы московских театров», с неразберихой, возникшей из-за неясностей с эвакуацией.

ВРАГ ПОД МОСКВОЙ 

Осенью 1941 года встал вопрос об эвакуации. Вл.И. Немирович-Данченко по решению Правительства вместе с ведущими мастерами МХАТа был направлен сначала в Нальчик, а затем в Тбилиси. Группа работников театра выехала в Ашхабад, туда же была отправлена часть декораций.

 
 
 

ТЕАТР ОСТАЕТСЯ В МОСКВЕ 

В театре состоялось общее собрание, которое приняло решение обратиться в Правительство с просьбой остаться в Москве и играть спектакли для защитников города. Инициативная группа, в которую вошли директор и главный режиссер И.М. Туманов, народные артистки РСФСР Н.Ф. Кемарская и М.Л. Мельтцер, ведущий солист
Г.М. Бушуев, парторг – артист балета А.Р. Томский, – была принята Председателем Совета Народных Комиссаров СССР А.Н. Косыгиным.

19 октября 1941 г. в 2 часа дня занавес театра снова поднялся.

БИТВА ЗА МОСКВУ

 

Через неделю после возобновления работы театр показал первую премьеру сезона 1941-42 годов – балет «Штраусиана» в постановке В.П. Бурмейстера. А в декабре состоялась премьера спектакля-концерта «Герои русского народа».

РАДОСТИ И ПОТЕРИ

2 сентября 1942 года в Москву из Нальчика вернулся Вл.И. Немирович-Данченко и включился в работу театра.
Он смог провести с артистами только часть сезона: его не стало 25 апреля 1943 года.

Условия жизни оставались трудными. Но театр, помимо спектаклей, давал еще и концерты в пользу раненых,
в пользу детей фронтовиков, занимался сбором денег для фонда обороны.

ТЕАТР-ДОМ

Театр стал в годы войны домом для многих артистов в буквальном смысле этого слова. Там спали между репетициями, оставались на ночь. Некоторые жили в комнатах на чердаке.

Традиции такого человеческого общежития сохранялись многие годы после окончания войны. Может быть, они стали главным, что театр смог сохранить, удержать, защитить в самое тяжелое время.

 
 
 
 

© 2020 Московский академический Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко" www.stanmus.ru
 

При подготовке проекта использованы документы, хранящиеся в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, фонде театра в Российском государственном архиве литературы и искусства, а также материалы, собранные Н.В. Бурмейстер и опубликованные в книге «Тот самый Бурмейстер!» (2018).