ТЕАТР НА ПЕРЕДОВОЙ

ВОЙНА РЯДОМ С ТЕАТРОМ

В сентябре 1941 года Всесоюзным театральным обществом были организованы первые выезды концертных бригад на передовую. И бригады, и программы были сводными – артисты разных московских театров объединялись для обслуживания фронта. Музыкальный театр включился в эту работу.

Поездки были и очень тяжелыми, и очень опасными. Примером может служить история попавшей в окружение в 1941 года бригады, в которую входили артисты Музыкального театра Мирсков и Полетикина.

Но артисты чувствовали, что на фронте они действительно нужны. То, что они видели своими глазами, осознавая и весь ужас войны, и всю тяжесть борьбы, которую вела действующая армия, порождало глубочайшее, искреннее уважение к «новому зрителю» – солдатам и офицерам.

ФРОНТОВЫЕ ГАСТРОЛИ

В 1942 году поездки с фронтовыми бригадами вошли в рабочий график большинства солистов оперы и балета Музыкального театра. География поездок расширилась, выступления проводились на разных фронтах, добираться до места часто приходилось на перекладных, пересаживаясь с поезда на поезд, часами дожидаясь машины, иногда даже переходя из одного населенного пункта в другой пешком с вещами. Военные помогали всем, чем могли. Постепенно наладилась организация работы, была закреплена структура концерта, определены какие-то пути решения бытовых проблем – хотя быт фронтовой бригады оставался крайне трудным.

НА ОСВОБОЖДЕННОЙ ЗЕМЛЕ

Бригады входили в освобожденные деревни и города, двигались вслед за наступавшими армейскими частями, встречались с партизанами, помогали в организации фронтовой самодеятельности. Были свидетелями радости побед и разрушений, смертей, горя. Эпизоды, изложенные в отчетах ровным, повествовательным тоном, врезаются в сознание, как сцены из страшного документального фильма.

ПО ЗАЯВКАМ СЛУШАТЕЛЕЙ

Концерты в военных частях чередовались с выступлениями в инвалидных домах, больницах, военно-полевых госпиталях. Нередко концерты возникали стихийно – на пути, по чьей-нибудь просьбе. Чем популярнее становились фронтовые бригады, тем чаще приходилось выступать.

В начале войны программы выездных концертов были очевидно агитационными: помимо военно-патриотических советских песен и народных плясок в них иногда включались арии и дуэты из опер советских композиторов на революционную тему. Но вскоре принцип подбора репертуара изменился. «Целевая аудитория» сама определила правильный выбор номеров. Ее вкусы и потребности гораздо разнообразнее и человечнее, чем думали ответственные лица. Бойцам хотелось хоть ненадолго вернуться в атмосферу мирной жизни, и выступления артистов Музыкального театра давали им такую возможность.

ВЗАИМНЫЕ ЧУВСТВА

У фронтовых бригад складывались с аудиторией особые отношения. Между артистами – гражданскими лицами – и принимавшими их военными существовала непреодолимая дистанция. Их встречи неизбежно были краткими. Но за недолгое время удивительным образом возникало и ощущение близости, и взаимная нежность.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

Фронтовые концертные бригады шли за советской армией по Восточной и Западной Европе вплоть до самого конца войны, испытывая все тяготы военного быта, подвергаясь опасности и черпая силы в ощущении своей необходимости людям. Артисты Музыкального театра завершили свой путь в Вене.

Поездки на фронт дарили участникам бригад ощущение военного братства – в те времена эти слова были не пустым звуком. Как ни странно, в Москве им приходилось иной раз почти оправдываться: коллеги, уставшие от изматывающей и скудной повседневной тыловой жизни, готовы были усомниться в искренности их порыва. А вернувшиеся с передовой в Москве чувствовали себя «как потерянные», по словам К. Бутниковой. Какой бы активной ни была жизнь театра, после пережитого напряжения она поначалу казалась пресной. Мобилизовав все ресурсы организма на поездку, потом трудно было «отпустить себя».

Завязавшиеся на фронте отношения не обрывались с отъездом москвичей в столицу. В театр приходили письма от командиров дивизий, от участников фронтовой самодеятельности. Бригаду просили приехать снова, передавали приветы. Солдаты писали артисткам, присылали рассказы и стихи. То, что Музыкальный театр и после войны долго поддерживал общение с армией, давал концерты для подшефных военных частей, помогал их самодеятельности, для труппы было естественным.

 
 
 
 
 
 

© 2020 Московский академический Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко" www.stanmus.ru
 

При подготовке проекта использованы документы, хранящиеся в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, фонде театра в Российском государственном архиве литературы и искусства, а также материалы, собранные Н.В. Бурмейстер и опубликованные в книге «Тот самый Бурмейстер!» (2018).